Подготовка к упражнениям
Играя в песочнице, дети часто действуют с чрезмерными усилиями, но их можно научить контролировать себя посредством упражнений, в процессе которых нужно прикасаться к песку то пальцами, то ладонями, то всем телом. Когда ребенок водит пальцами по песку, зажатость и напряжение в его запястьях и плечах снимаются.
Детям нравятся «ритуалы» подготовки к упражнениям. Подобные действия активизируют внимание, создают атмосферу безопасности и комфорта, снижают чувство страха и тревоги. Массаж помогает расслабить ладони, запястья и руки, сделать их более гибкими. По желанию ребенка можно подогреть песок в духовке и насыпать его поверх рук. Беспокойные дети, замкнутые и стеснительные, положительно реагируют на теплый песок. Они становятся более расслабленными, раскованными и естественными. А гиперактивным, инициативным и раздражительным ребятишкам, как правило, нужен прохладный песок. Он помогает детям сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их.
Закрыв глаза, ребенок учится воспринимать основные фигуры; квадрат, треугольник и круг - как символические ментальные образы (например, солнце, мяч, дом), а затем воспроизводить эти фигуры на песке так, как они ему представляются. Детям очень нравится и такое упражнение: на спине ребенка очерчивают какую-нибудь фигуру (крест, звезду, солнечные лучи или буквы), а он должен изобразить ее в лотке с песком.
Перед началом игры в песочнице для детей необходимо установить правила , но в мягкой форме, зачитав, например, следующее стихотворение:
"Правила нашей игры
Очень лёгки и просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
(Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов «Здесь нельзя кусаться, драться ..»)
Или например так:
"Сейчас мы отправимся с тобой в такую страну, где никто пока не живет. Ты – добрый волшебник, который будет строить в этом сказочном краю дома, садить деревья, делать дороги. Захвати из своей коробки с игрушками трех лучших друзей, которые будут тебе помогать в этом ответственном деле. И подумай над тем, что может пригодиться еще: конструктор, камни, цветы, кубики…"