Дети с ограниченными возможностями
К нам обращаются родители детей с паталогиями с вопросом «Поможет ли песочница и песочная терапия нашему ребенку?». Речь идет о детях с такими заболевания как аутизм, нарушение зрения/слуха, отставание в развитии моторики и речи, болезнь Дауна, олигофрения и др.
Не так давно нам написала мама ребенка с ДЦП: «сын за вечер несколько раз подходил к песочнице, все в руках перебирает, стал круг пальцем рисовать, а карандашами сколько не бились-бесполезно было, а тут в игре само пришло. Спасибо». Больше всего меня поразило то, что результат был сразу после того, как они пучили песочницу.
Известный в мировой психологии сов. психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.
Очень важно, какую среду вы создадите ребенку.
Песок обладает свойством пропускать воду. Также песок поглощает «негативную» психическую энергию.
Взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
«Песочная терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. Игра в песочнице снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий». (Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Речь, 2002. – 224 с.)
Даже просто играя, выстраивая свой мир, вы изучаете эмоции и чувства ребёнка. Ибо создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет, события приходят к развязке, которая ему необходима.
Также вы, родители, в игре сможете передать ребенку знания и жизненный опыт, рассказать о событиях и законах окружающего мира.
Правильное формирование эмоций и воспитание способствует формированию характера ребенка, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта. А позитивный настрой, радость и полнота жизни помогут справиться с физическими недугами.
Питерский психолог Анжела Богданова делится своим опытом: "Работаю с детьми с нарушениями зрения, есть и дети с ДЦП, занятия могут быть как интеллектуального плана (т.е отработка навыков ориентировки на песке с бисером, цветными камешками , построение дорожек с проговариванием направлений, отработка навыков сенсорных эталонов-это знания цвета , формы и величины, отработка мелкой моторики руки или координации глаз -рука (прорисовывание на песке, выкладывание по образцу и тд) и занятия могут быть эмоционального плана, песок поглощает негативную эмоцию, расслабляет и радует."