Рисование фигур и обучение письму
Уже в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к письму, им нравятся очертания букв. Первые, по-детски наивные буквы, которые появляются в творчестве детей, - это всего лишь попытка подражать письму. Дети наблюдают за тем, как взрослые или более старшие ребята заполняют символами строчку за строчкой, страницу за страницей. В таком возрасте дети увлекаются письмом, не задумываясь над правильным начертанием букв: им это просто интересно, и они ищут свои собственные, оригинальные способы самовыражения.
Не стоит проявлять строгость и педантичность при обучении письму детей дошкольного возраста. Нужно, чтобы они получали удовольствие от написания букв. Песочница с цветным песком является отличным средством для пробуждения у детей интереса к экспериментированию. В последствии такая эмоционально положительная направленность, безусловно, будет способствовать процессу обучения письму.
О ЗНАЧЕНИИ ФОРМ
Геометрические символы можно обнаружить не только в детских рисунках. Ингрид Ридель (Ingrid Riedel) в своей работе «Формы» ("Formen") утверждает, что наше существование (бытие) со всеми нашими желаниями отражается в основных геометрических фигурах, со всеми их потенциальными возможностями.
Штейнер полагает, что рисование фигур должно предшествовать обучению письму. Из основных фигур развиваются формы букв. В вальдорфских школах рисование фигур как предмет преподается детям в возрасте от года до пяти лет.
В природе можно найти «живые» фигуры. Фотограф, скульптор и педагог Карл Блоссфельдт (Karl Blobfeldt) сделал попытку установить внешнюю (очевидную) связь между геометрическими фигурами и формой растений в своем «Каталоге форм», содержащем прекрасные фотографии, подобные чертежам. Опубликованные им работы «Первичные формы в искусстве» ("Urformen der Kunst") и «Волшебный сад природы» ("Wundergarten der Natur") стали общепризнанными учебниками для скульпторов и архитекторов. Блоссфельдг верил, что каждый человек, развитие которого обусловлено культурой, имеет в природе своего покровителя, главным образом в мире растений.
Спираль можно увидеть не только в свернувшихся
водорослях, но и в вихрях и водоворотах, в спиральных галактиках, в морских ракушках и раковинах улиток, в форме человеческого уха, в отпечатках пальцев и в двойной спирали ДНК, которая содержит полную генетическую информацию о нас.
С этими фигурами мы сталкиваемся и в детских рисунках, и в проявлениях природы; такие первичные образы (протоформы) присутствуют и в следах древних культур.
Формы (фигуры) являются «вещью в себе» и не ограничиваются только орнаментальными, художественными или чисто эстетическими функциями. Они связывают воедино внутренний и внешний мир. Формы (фигуры) - это средства для выражения души, разума и тела.
Маленьким детям, еще не посещающим школу, нравится экспериментировать с написанием букв и слов. Они рисуют каракули, адресуя их своим родителям и воспитателям. Дети очень гордятся тем, что могут написать печатными буквами свое имя под нарисованной ими картинкой. В таких случаях дети обучаются путем копирования и подражания. Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений.
Невозможно сдержать творческие порывы ребенка, который решил научиться писать. И песочница с цветным песком предоставляет ему прекрасные возможности для работы по достижению этой цели!