Проективные игры
Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть перед нами тайны своей Души? Очень часто ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным.
Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент - ландшафт его Души.
Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Отсюда следует название игр - ПРОЕКТИВНЫЕ.
Дело в том, что строя картину из песка, ребенок бессознательно переносит на «песочницу» проблемные ситуации из своей жизни. Но разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты он, как Творец, приобретает бесценный опыт позитивного разрешения множества ситуаций (ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо!). Это закрепляется в области бессознательного. И в итоге вы заметите положительные изменения. Это может произойти не сразу, но рано или поздно "добро победит зло", а значит волнующая ребенка ситуация будет для него разрешена на "бессознательном" уровне, т.е. ребенок найдет правильное и полезное решение в беспокоящей его ситуации. Это удивительно, но мозг начинает применять в реальности свой "песочный" опыт!
Условия игры:
Предложите ребенку выбрать любые понравившиеся игрушки из имеющейся коллекции (как добрые, так и злые). Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве, значит, сейчас ему важно "проработать" имеющееся внутри напряжение.
Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как-будто "растворяется", но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок.
Далее ребенку дается "сказочная" инструкция: "Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь".
Безусловно, это не единственный вариант "введения" в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок), инструкции будут звучать по-разному: "Создай то, что хочешь", "Создай наиболее яркий эпизод твоего сна", "Создай свою семью и расскажи о ней" и др.
Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако, перед началом его самостоятельного процесса, необходимо все разровнять.
Некоторые начинают построение песочной картины с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У других, создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи, сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.
Безусловно, это тоже важная информация для нас. Дети, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими, имеющими склонность к рефлексии, исследователи по натуре и пр. Если мы видим отсутствие ландшафта, или его условность (например, озеро или река выглядит как небольшое углубление в песке - до синего дна песочницы еще очень далеко, и автор картины указывает на эту ямку как на водоем), то скорее всего это проявление тенденции к внутренней стабилизации. По каким-либо причинам, в данный момент ребенку "не хочется"-углубляться в недра бессознательного. Он желает сохранить найденное равновесие. "Плоскую" песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей.
Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном "листе" даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует "Я" ребенка, тенденцию к самоактуализации. Фигурка, которая появляется первой является символом чего-то самого важного для ребенка на данный момент.
Иногда фигурки закапывают. Они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознано. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.), и многое другое. Об этих фигурках можно подробно расспросить ребенка: что это, почему закопано и пр.
Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней:
- что это за мир, сказочная страна,
- какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке),
- в каких взаимоотношениях они находятся между собой,
- всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить
- какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?
Последние два вопроса стимулируют ребенка вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять - ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.
Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все "как есть". Это может быть связано с переносом на песочный лист "картины", состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает "остановить мгновенье", полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта, всё гармонично в его мире.
Если ребенок говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, мы спрашиваем: "А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше?" Здесь важно, чтобы ребенок не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине, мы можем спрашивать: "А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?" и т.п.
Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или ребенок не скажет: "Теперь всем хорошо". Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение "проработано" на бессознательно- символическом уровне.
Если ребенок говорит: "Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя", можно предложить ему помощь: "Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны."
Ежели и после этого ребенок удручен, не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще "не созрело". В данном случае, можно построить работу по "защите" страдающего существа. "Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить". Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, "включаем" бессознательные защитные механизмы. Быть может, на 3—5 игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.
Совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных картин. Достаточно уже того, что Вы выступаете организатором среды, где ребенок чувствует себя привычно и защищено, где у него есть собственное пространство, где он - Творец. Этим, Вы позволяете ребенку самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить "с самим собой".