Игры "Песочная грамота"
Путешествие к звукам
Начнем с игры-сказки "Путешествие в страну "А". Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А, (Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А). В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции "Киндер-сюрприза" на них тоже наклеена буква А). А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А). А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут (в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А).
Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. Привести сюда друзей В чьих названьях - А. - Смелей!
(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)
Для того чтобы начать игру взрослому придется немножко подготовиться:
- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-10 штук),
- наклеить на них букву А,
- подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,
- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,
- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.
Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована... И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом -в конце, потом - в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например:
"Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и...?"
"Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и...?"
"Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?"
"Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и..."
Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.
Маленький комментарий: Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звуко-произношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем, мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.